Сравнительные испытания подвесных моторов мощностью 115л.с. Раньше считалось, что четырехтактные подвесные моторы тихие и экономичные, а двухтактные— шумные
и прожорливые. Сегодня все понемногу меняется, что
подтверждают результаты тестов моторов мощностью 115 л. с., которые были
проведены сотрудниками
немецкого журнала «Boote». Для этих целей они
взяли моторы популярных и хорошо известных марок:«Evinrude», «Mercury», «Suzuki», «Tohatsu» и «Yamaha». Во всем мире моторы мощностью 115 л. с.считаются уже «взрослыми» не столько потому, что они большие и тяжелые,
сколько потому, что устанавливаются на солидные лодки, в данном случае
на лодку «Nordkapp Avant 600» весом 670 кг (без мотора) и длиной 5,92 м.
Транец лодки рассчитан на установку моторов с высотой транца 508 мм.
Наличие же на моторах четырех цилиндров рядной компоновки, а в отдельных
случаях с V-образным расположением цилиндров, и рабочего объема около
1,7 л предполагает существование электронного управления системами
мотора, а также электрогидравлического управления откидкой и наклоном мотора. Современные 115-сильные моторы хорошо подходят по
своим параметрам для шестиметровых РИБов, глиссирующих судов. Не
отказываются от них и любители спорта, устанавливая их на свои гоночные
лодки. Для теста, исходя из параметров лодки и загрузки, были выбраны наиболее оптимальные винты. Ниже в таблице приведены результаты тестирования моторов. Модель | Evinrude E 115 DSL | Mercury F 115 EFI | Suzuki DF 115 TL | Tohatsu MD 115 TLD | Yamaha F 115 AETL | Тип двигателя | Двухтактный | Четырехтакт. | Четырехтакт. | Двухтактный | Четырехтакт. | Кол-во цилиндров, рядность | V4 | 4 в ряд | 4 в ряд | 4 в ряд | 4 в ряд | Диаметр цилиндра x ход поршня, мм | 91х66 | 82х82 | 84х88 | 88х72,7 | 79х88,8 | Рабочий объем, см³ | 1726 | 1732 | 1950 | 1768 | 1741 | Мощность, кВт | 86 | 84,5 | 84,6 | 84,6 | 84,6 | Рабочие обороты, об/мин | 5500–6000 | 5800–6400 | 5000–6000 | 5150–5850 | 5000–6000 | Вес (заявленный/ реальный), кг | 167/170 | 181/190 | 189/197 | 178/184 | 186/200 | Топливо | Аи-92/масло | Аи-92 | Аи-92 | Аи-92/масло | Аи-92 | Питание | Непосредств. электронный впрыск | Электронный впрыск | Электронный впрыск | Непосредств. электронный впрыск | Электронный впрыск | Зажигание | Электронное | Электронное | Электронное | Электронное | Электронное | Охлаждение | Забортной водой | Забортной водой | Забортной водой | Забортной водой | Забортной водой | Генератор, В/А | 12/50 | 12/50 | 12/40 | 12/41 | 12/25 | Высота крепления к транцу, мм | 508 | 508 | 510 | 517 | 508 | Передаточное число редуктора | 2,00:1 | 2,07:1 | 2,59:1 | 2,00:1 | 2,15:1 | Кол-во лопастей, шаг, диаметр и материал винта | 3x13,7/8x19, алюминий | 3х13 1/8x16, сталь | 3х14х23, алюминий | 3х13 1/4х17, алюминий | 3х13 1/4х18, сталь | Гарантия | 5 лет
| 2 года | 1 год | 1 год | 1 год |
«Evinrude E115»
Двухтактный мотор с системой
впрыска E-Tec, самый легкий (170 кг) из участвовавших в тесте. Четыре
цилиндра имеют V-образное расположение. В течение 300 часов (или трех
лет) не требует обслуживания, необходимо только контролировать наличие
масла в масляном баке. Два прибора сообщают водителю информацию о
количестве оборотов мотора, скорости, температуре воды и расходе
топлива. Также на приборы выводится информация о пройденном пути и
содержимом топливного бака. Мотор очень тихий и почти не имеет вибраций. Есть
небольшая проблема, возникающая в диапазоне от 2800 до 3800 об/мин –
обороты немного «плавают». Предусмотрена автоматическая консервация осенью, не влияющая на нормальный запуск весной. Время разгона от 0 до 40 км/ч – 6,8 с, до 60 км/ч – 10,8с
Скорость, км/ч | Расход, л/км | Автономность*, км | Шум**, дБ(А)
| 10 | 0,19 | 737 | 63 | 35 | 0,43 | 326 | 77 | 45 | 0,43 | 326 | 79 | 55 | 0,49 | 286 | 81 | 65 | 0,58 | 241 | 84 | 73 | 0,59 | 237 | 88 | * На одном баке 140 л ** В одном метре от мотора |
«Mercury F115»У этого мотора минимальный рабочий объем (1732 см³) и наименьший вес (190 кг) среди четырехтактных моторов, участвовавших в тесте. Оснащен самыми передовыми технологическими
новинками, которые можно встретить сегодня в индустрии подвесных
моторов. Среди них – электронный впрыск топлива EFI, DOHC и 16-клапанный
ГРМ, а также аналоговые приборы, такие как тахометр, спидометр и
указатели откидки и наклона мотора. Винт алюминиевый. Время разгона от 0 до 40 км/ч – 6,4 с, до 60 км/ч – 12,0 с
Скорость, км/ч | Расход, л/км | Автономность*, км | Шум**, дБ(А) | 10 | 0,25 | 560 | 60 | 35 | 0,36 | 390 | 77 | 45 | 0,32 | 438 | 80 | 55 | 0,38 | 368 | 82 | 65 | 0,54 | 259 | 85 | 70,2 | 0,58 | 241 | 88 | * На одном баке 140 л ** В одном метре от мотора |
«Suzuki DF 115»
Имеет самый большой рабочий объем, который составляет 1950 см³.
Цилиндры расположены в ряд. Оборудован аналоговыми приборами со
световым и звуковым оповещением о неисправностях. Если с мотором
возникают проблемы, электронный мозг сам уменьшит обороты мотора. При
критических ситуациях, возникающих в ходе работы мотора, помимо
звукового оповещения система сообщает водителю о проблемах световыми
индикаторами, которые загораются в определенном «проблесковом» режиме.
Благодаря передаточному числу редуктора (2.59:1) производитель оснащает
мотор самым большим винтом. Конструкция мотора аналогична конструкции
четырехтактников той же мощности конкурентов:16 клапанов, DOHC и
электронный впрыск EFI. Винт не входит в стандартную комплектацию. Время разгона от 0 до 40 км/ч – 5,9 с, до 60 км/ч – 11,3 с
Скорость, км/ч | Расход, л/км | Автономность*, км | Шум**, дБ(А) | 10 | 0,22 | 636 | 61 | 35 | 0,37 | 378 | 76 | 45 | 0,36 | 389 | 81 | 55 | 0,41 | 341 | 83 | 65 | 0,50 | 280 | 84 | 72,8 | 0,52 | 269 | 90 | * На одном баке 140 л ** В одном метре от мотора |
«Tohatsu MD 115»
Двухтактный мотор с рядным
расположением четырех цилиндров, рабочим объемом 1768 «кубиков» и
системой непосредственного впрыска топлива TLDI (Two Stroke Low Pressur
Direct Injection). Вес без винта составляет 184 кг. Оснащен электронным
блоком управления работой мотора и нагнетателем воздуха (компрессором).
Как и все другие протестированные моторы, отвечает самым жестким
экологическим нормам EPA и EU. В комплект входят топливный 25-литровый
бак, тахометр, указатель откидки и наклона мотора с интегрированной
системой оповещения о неисправностях. Система сигнализирует в случае
повышения температуры охлаждающей воды, недостаточной зарядке батареи,
превышении допустимых оборотов и недостаточном уровне масла. В случае
неисправности управляющий компьютер сам снижает обороты мотора до
безопасных. Время разгона с 0 до 40 км/ч – 5,9 с, до 60 км/ч – 9,9 с
Скорость, км/ч | Расход, л/км | Автономность*, км | Шум**, дБ(А) | 10 | 0,22 | 636 | 65 | 35 | 0,32 | 438 | 77 | 45 | 0,33 | 424 | 79 | 55 | 0,38 | 368 | 83 | 65 | 0,55 | 255 | 87 | 74,5 | 0,65 | 219 | 89 | * На одном баке 140 л ** В одном метре от мотора |
«Yamaha F115»
Этот лодочный мотор отличает самый
большой вес – 200 кг (с маслом в картере мотора и в редукторе, а также
со штатным стальным винтом). Не самый большой рабочий объем в 1741 см³
компенсируется хорошей системой электронного впрыска (EFI) и двумя
верхними распределительными валами (DOHC), которые управляют работой 16
клапанов. К серийному оснащению относятся алюминиевый винт, цифровой
тахометр с указателем наклона и откидки мотора, контролем уровня масла,
температуры, указателем уровня топлива, спидометром и т.д., а также
система управления мотором (газ-реверс). Приборы имеют две «приборные
доски», которые легко устанавливаются и хорошо читаются. Расходомер
топлива не входит в стандартную комплектацию, однако может быть куплен
за дополнительную плату. Система оповещения о неисправностях состоит из
световых индикаторов и зуммера. Она сообщает об увеличении температуры
охлаждающей жидкости и падении давления (уровня) масла в картере
двигателя. Время разгона с 0 до 40 км/ч – 5,6 с, до 60 км/ч – 10,3 с
Скорость, км/ч | Расход, л/км | Автономность*, км | Шум**, дБ(А) | 10 | 0,28 | 500 | 64 | 35 | 0,32 | 438 | 78 | 45 | 0,32 | 438 | 80 | 55 | 0,36 | 389 | 81 | 65 | 0,43 | 326 | 82 | 71,5 | 0,52 | 269 | 87 | * На одном баке 140 л ** В одном метре от мотора |
По результатам испытаний двухтактные моторы
оказались легче и быстрее на разгоне, четырехтактные – немного опережают
их по экономичности. Наиболее совершенным, если не считать веса,
оказался мотор «Yamaha F115», который тих, экономичен, имеет мало вибраций и относительно неплохо разгоняется. «Tohatsu MD115» – самый быстрый и имеет самый быстрый разгон, а также самый дешевый. «Evinrude E-Tec» – самый легкий и не требует частого обслуживания. У «Mercury» и «Suzuki» есть свои сильные стороны – никзий расход топлива. При этом «Mercury» еще и тихо работает. По материалам журнала «Boote». |